«Центр развития творчества детей и юношества им.А.Матросова»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА

border
slider_1
slider_2
slider_2
    01 НОЯБРЯ 2017

    Мероприятия, приуроченные ко Дню 100-летия революции 1017 года в России и Дню народного единства, в МБУ ДО г.Ульяновска «ЦРТДиЮ им.А.Матросова»

    Подробнее →
    01 НОЯБРЯ 2017

    Шахматисты Центра творчества им.А.Матросова посетили детский город профессий "Миниполис"

    Подробнее →
    31 ОКТЯБРЯ 2017

    Шахматный турнир для школьников "В царстве шахматной королевы"

    Подробнее →
Посмотреть все новости →

Охрана здоровья

1. Обоснование необходимости реализации Программы

Здоровье - важнейший фактор работоспособности и гармонического развития человеческого, а особенно детского организма. Понятие здоровья в настоящее время рассматривается не только как отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного социального, физического и психического благополучия.

В воспитательном процессе дополнительного образования все психолого-педагогические технологии, программы, методы должны быть направлены на воспитание у детей культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Состояние здоровья ребенка может стать причиной его отставания в интеллектуальном развитии. Негативные последствия этого как для него самого, так и для отношений, складывающихся между ним и членами семьи, так или иначе, отражаются на состоянии всего общества. Нынешнее состояние здоровья и уровень заболеваемости детей вызывают серьезные опасения. Такая озабоченность вполне понятна. Статистические данные дают для этого немало поводов. В настоящее время самыми важными факторами продолжающегося ухудшения здоровья населения выступают массовая алкоголизация и наркотизация. Можно приблизительно говорить, что в ульяновской области ежегодно более 5 тысяч смертей прямо или косвенно обусловлены алкогольной интоксикацией. Наблюдаемые в последние годы тенденции свидетельствуют о том, что все большее значение в ухудшении здоровья населения играют социальные факторы. Это продолжающиеся экономические реформы, резкая смена системы ценностей и идеологии, обнищание подавляющей части населения, экологические интоксикации, миграция населения, локальные войны, рост числа чрезвычайных ситуаций, безработица, ухудшение физического здоровья женщин и связанный с этим рост родовых травм у детей.

Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию несет система образования. Период взросления, приходящийся на пребывание ребенка в дошкольных учреждениях, школе и учреждениях дополнительного образования, оказался одним из периодов, в течение, которого происходит ухудшение состояния здоровья детей и подростков. Медицинская статистика свидетельствует, что только 5% выпускников школ являются практическими здоровыми, 40% школьников хронически больны, 50% имеют морфофизиологические отклонения. До 80% страдают различными нервно-психическими расстройствами. Налицо деградация молодого поколения России: вместо акселерации имеет место децелерация (в 20 раз увеличилось количество низкорослых). Ежегодно до 300 тыс. юношей (около 35%) не идут на военную службу по медицинским показаниям.

В рейтинге жизненных ценностей молодежи здоровье занимает лишь 4 место, вслед за значимостью семьи (3 место), дружбы и общения (2 место), финансового благополучия (1место). Последствия такого невнимания, а подчас и наплевательского отношения к собственному организму сказываются уже в более зрелом возрасте. Низкая мотивация детей и подростков к ведению здорового образа жизни, снижает эффективность здоровьесберегающей среды образовательного учреждения, чем и обусловлена актуальность программы «Здоровье» и подпрограммы «Укрепляй здоровье».

Чем раньше у подростка сформируется мотивация, то есть осознанная необходимость заботиться о своем здоровье, тем здоровее будет каждый конкретный человек и общество в целом. Большинство детей очень мало знают о своем теле, об особенностях его строения и функциях, о здоровье как главной ценности человека. Из-за отсутствия элементарных медицинских знаний молодой человек совершает множество ошибок. К сожалению, очень часто эти ошибки становятся роковыми.

Данная программа призвана помочь семье восстановить здоровье каждого конкретного ребенка через комплекс оздоровительных мероприятий и организацию экскурсионно-туристической и досуговой деятельности. Данная программа по своей направленности является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях дополнительного образования.

2. Ресурсы Центра, необходимые для эффективного решения поставленных задач

Центр располагает профессиональным кадровым потенциалом, методическим обеспечением, оснащена материально-технической базой, располагает информационными ресурсами.

3. Стратегические цели Центра по оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни воспитанников

  • Создание системы работы педагогического коллектива по здоровьесберегающему сопровождению образовательного процесса в условиях дополнительного образования;
  • Формирование среди воспитанников и педагогического коллектива Центра ценностей здорового образа жизни;
  • Создание и апробация здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе;
  • Создание устойчивой положительной психоэмоциональной атмосферы в Центре;
  • Систематизация и упорядочивание работы по оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни в Центре;
  • Расширение материально-технической базы для реализации программ по здоровьесбережению.

4. Задачи, обеспечивающие достижение заявленных целей

  • формирование знаний о здоровом образе жизни, его значении для физического состояния человека, его социально-экономического положения, личного благополучия;
  • формирование устойчиво положительного отношения к здоровому образу жизни;
  • внедрение системы оздоровительных мероприятий как одного из базовых элементов профилактической медицины;
  • формирование навыков самодиагностики состояния здоровья и устойчивой мотивации на здоровый образ жизни;
  • своевременное и регулярное информирование участников учебного процесса об основах гигиены, физической культуре, спорте и здоровому образу жизни.

5. Сроки реализации Программы: 2015-2020г.г.

6. Перечень программных мероприятий по оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни

Направление деятельности

Реализация данного направления с педагогическими работниками

Реализация данного направления с учащимися

Реализация данного направления с родителями

Организация профилактических мероприятий в учреждении

 

 

 Проведение тематических бесед и обучающих семинаров

 Проведение тематических бесед

 Проведение тематических бесед

Организация повышения квалификации по программам здоровьесберегающей направленности.

Приглашение специалистов в области здравоохранения на занятия и мероприятия здоровьесберегающей направленности.

Приглашение специалистов в области здравоохранения на родительские собрания и родительские всеобучи

Обобщение опыта работы педагогов в данной направленности

Вовлечение воспитанников в спортивные секции Центра.

Вовлечение родителей Центра в спортивно-оздоровительные мероприятия.

Демонстрация обучающих фильмов по проблемным ситуациям

Демонстрация тематических видеоматериалов и рекомендация литературы по данной тематике

Просветительская работа с родителями (распространение информационных буклетов, организация выставки тематической литературы)

Прохождение ежегодных диспансерных осмотров.

Прохождение медицинского осмотра

 

 

Реализация подпрограммы «Укрепляй здоровье»

Участие в реализации подпрограммы «Укрепляй здоровье»

 

Организация оздоровительных мероприятий

Организация туристического похода

Дни здоровья, туристические походы, походы выходного дня, прогулки в лес, походы различной категории сложности в дни каникул, ярмарка творческих отчетов об экскурсионной деятельности объединений, индивидуальные и групповые физкультминутки.

Организация семейных туристических походов

Развитие физической культуры и спорта

Спортивные турниры по различным видам спорта среди педагогов Центра

Соревнования и спортивные праздники: спортивные турниры по различным видам спорта, спортивные праздники, приуроченные к тем или иным датам и событиям, товарищеские встречи по разным видам спорта, подготовка сборных команд Центра по различным видам спорта для участия в муниципальных, окружных и городских соревнованиях.

Спортивные турниры по различным видам спорта среди педагогов Центра и родителей

Организация мероприятий по активизации творческой активности воспитанников в сфере сохранения и укрепления здоровья

Участие педагогов в проектной деятельности, конкурсах, соревнованиях

Организация и проведение конкурсов, КВН, праздников на тему «Здоровый образ жизни», уроков здоровья, вовлечение в клубы по интересам.

Участие в творческих мероприятиях Центра, района, города, области.

Участие в совместных мероприятиях и конкурсах.

Психолого-педагогическая деятельность по использованию здоровьесберегающих технологий

Организация занятий- тренингов по психологической разгрузке

Индивидуальное консультирование педагогов;

Диагностика, коррекция, развитие, просвещение, профилактика;

 

Индивидуальное консультирование учащихся; психологические часы с педагогами (обсуждение психологического климата в объединении; изучение уровня тревожности; изучение межличностных взаимоотношений (социометрия); занятия с учащимися, ориентированных на развитие когнитивной сферы и произвольности школьников, на создание в группе позитивного социально-психологического климата, на повышение самооценки детей, на обучение навыкам межличностного общения, на выявление и устранение негативных чувств, связанных со школой; уроки психологической разгрузки;

диагностика, коррекция, развитие, просвещение, профилактика.

Индивидуальное консультирование родителей;

Диагностика, коррекция, развитие, просвещение, профилактика

 

Совершенствование материально-технической базы для работы по оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни.

Приобретение современных технических средств для проведения семинаров, мастер-классов, тренингов (мультимедиа установка, интерактивная доска и тд)

Приобретение современного спортивно-туристического снаряжения, спортивного инвентаря, оборудование спортивных площадок

 

 

Проведение мониторинга здоровья

Анкетирование

Наблюдение, анкетирование

Анкетирование


7. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

  • Снижение уровня заболеваемости воспитанников и педагогического состава.
  • Формирование здорового образа жизни в быту.
  • Повышение качества и количества профилактических и оздоровительных мероприятий.
  • Улучшение санитарно-гигиенических условий Центра.
  • Повышение уровня психологической комфортности в системе «воспитанник – педагог»
  • Повышение ответственности обучающихся и педагогов за своё здоровье.
  • Расширение материально-технической базы для реализации программ по здоровьесбережению.
  • Умение применять в практике навыки самодиагностики состояния здоровья и устойчивой мотивации на здоровый образ жизни;
  • Увеличение объема двигательной активности обучающихся;

8. Система организации контроля за исполнением Программы

Координация и контроль реализации Программы возложены на методический совет Центра.

Методический совет:

  • анализируют ход выполнения плана действий по реализации Программы, вносят предложения по его коррекции;
  • осуществляют организационное, информационное и научно-методическое обеспечение реализации Программы;
  • координируют взаимодействие организационной структуры управления Центра по оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни;
  • ежегодно информируют педагогический совет о ходе реализации Программы.

9. Критерии оценки достижения результатов

  • количество педагогов, прошедших повышение квалификации по программам здоровьесберегающей направленности;
  • охват педагогов оздоровительными занятиями;
  • вовлеченность воспитанников и педагогов в спортивные секции;
  • количество пропусков занятий и рабочих дней по причине болезни;
  • участие в соревнованиях разного уровня;
  • степень психологического комфорта воспитанников и педагогов;
  • количество и качество проведенных мероприятий по направленности


Документы по теме:

ПРОГРАММА «ЗДОРОВЬЕ» по оздоровлению воспитанников Центра и пропаганде здорового образа жизни
Анализ деятельности Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Центра развития творчества детей и юношества им. А.Матросова по оздоровлению обучающихся и формированию у них навыков здорового образа жизни